10.02.2016 10:46 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

И ИХ ПРОЕКТОВ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

 

Одной из действенных превентивных мер в сфере противодействия коррупции является исключение из нормативных актов и их проектов коррупциогенных факторов — явлений или их совокупности, порождающих коррупцию или способствующих ее распространению.

Для наиболее эффективной реализации ключевых положений Национального плана противодействия коррупции, Федерального закона "О противодействии коррупции" необходимо раннее выявление и устранение из действующих нормативных правовых актов и их проектов факторов, создающих потенциальную угрозу коррупционных решений и действий субъектов правоприменения.

Таким образом, антикоррупционная экспертиза является новым институтом российской правовой системы. В целях разрешения задач по борьбе с коррупцией проведение антикоррупционной экспертизы должно стать системной частью правотворческого процесса.

Согласно пункту 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ  «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Статьей 1 Закона Рязанской области от 05.12 2014 № 87-ОЗ  за сельскими поселениями Рязанской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 38 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В соответствии с пунктом 3 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»  (далее – Федеральный закон об антикоррупционной экспертизе) антикоррупционная экспертиза проводится органами, организациями, их должностными лицами — в соответствии с указанным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется в т.ч. путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления утверждены Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Согласно которому, по результатам проведения антикоррупционной экспертизы как проектов, так и уже принятых нормативных правовых актов, необходимо составлять заключение, утвержденное в приложении указанных Положений.

Очевидно, что недостатки правовых актов, способствующие возникновению коррупционных проявлений, могут быть устранены путем повышения качества действующего законодательства. Большую роль в этом играет разработка методик, описывающих типичные нормы или положения, реализация которых может повлечь те или иные коррупционные проявления.

Понятие коррупциогенного фактора, правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, а также ее субъекты регламентируются Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Однако практика в ряде случаев свидетельствует о ненадлежащем и некачественном исполнении органами местного самоуправления возложенной законом обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Системная организация проведения антикоррупционной экспертизы эффективно дополняется правотворческой деятельностью органов прокуратуры, принимающих меры по разработке и внесению проектов нормативных правовых актов, направленных на приведение региональных и муниципальных актов в соответствие с требованиями федерального антикоррупционного законодательства.

Представляется, что антикоррупционная экспертиза является реальной превентивной мерой в борьбе против коррупции. Именно сейчас, в свете принятия комплекса нормативных документов, у нее открылись наиболее реальные перспективы.

Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле "вправе" — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага);

и) нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

(пп. "и" введен Постановлением Правительства РФ от 18.07.2015 N 732)

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

 

 

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

85