27.09.2017 09:39 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЙ

«26» сентября 2017 года Рязанская область, г. Касимов

Полное наименование объекта общественной экологической экспертизы:
Комплексное экологическое обследование территории Касимовского муниципального района Рязанской области для решения вопроса о создании особо охраняемой природной территории областного значения
Место проведения: Рязанская область, г. Касимов, ул. Ленина, д. 9а (малый зал администрации Касимовского муниципального района Рязанской области).
Присутствуют:

Председатель общественных обсуждений: Новиков Ю.Н. − первый заместитель главы администрации Касимовского муниципального района Рязанской области;
Заместитель председателя: А.А. Соколова — начальник сектора по охране окружающей среды администрации Касимовского муниципального района Рязанской области
Заявитель: ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»;
Секретарь: Залеснова Е.А. − главный специалист по охране окружающей среды администрации Касимовского муниципального района Рязанской области;
Участники:
Казакова М.В. − профессор РГУ имени С.А. Есенина, доктор биологических наук, заведующая лабораторией по изучению и охране биоразнообразия;
Афонин С.В. − начальник отдела архитектуры и градостроительства, главный архитектор администрации Касимовского муниципального района Рязанскойобласти;
Калачев В.С. − глава муниципального образования − Сынтульское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области;
Каблов В.В. − глава муниципального образования − Булгаковское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области;
Полякова С.В. − начальник ГКУ РО «Касимовское Лесничество»;
Глазова Н.А. − начальник ГКУ РО «Бельковское Лесничество»;
Антошин Ю.М. − начальник ГКУ РО «Нижне-Окское Лесничество».


Проведение общественных обсуждений осуществляется в соответствии с:
- Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральным законом от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года №372.
 
В период общественных обсуждений с 24 августа 2017 г. по 26 сентября 2017 г. проведено информирование общественности через средства массовой информации:
- областная общественно-политическая газета «Рязанские ведомости» от 17.08.2017 г. № 147,
- газета Мещерские ВЕСТИ» от 24.08.2017 года,
официальный сайт администрации Касимовского муниципального района Рязанской области от 29.08.2017 года.
Задачи проведения общественных обсуждений:
1. Оценка воздействия объекта общественных обсуждений на компоненты окружающей среды и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
2. Обсуждение вопросов, вызывающих обеспокоенность у населения.
3. Обсуждение природоохранных мероприятий по снижению воздействия неблагоприятных факторов на окружающую среду.
В ходе общественных обсуждений заслушан доклад заведующей лабораторией по изучению и охране биоразнообразия, профессора Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, доктора биологических наук М.В. Казаковой:
Казакова М.В.: Добрый день, уважаемые участники слушаний!
Специалистами Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина проведено комплексное обследование и подготовлен проект паспорта на территорию памятника природы областного значения «Сынтульское озеро-пруд» в связи с расширением его территории и изменением границ. Проведение обследования и подготовка отчета осуществлены в соответствии с техническим заданием по государственному контракту № 0859200001117004911-0266305-01 от 24.07.2017 г., заключенным между Министерством природопользования Рязанской области и Рязанским государственным университетом имени С.А. Есенина.
В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения; проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В данном случае речь идёт о разработке паспорта на расширенную территорию памятника природы областного значения «Сынтульское озеро-пруд».
Памятник природы был учреждён решением Рязанского облисполкома от 30.12.1974 г. № 366 «О признании водных объектов памятниками природы». В качестве объекта охраны указан «искусственный водоем на р. Сынтулка с определенным гидрологическим режимом, определяющим формирование рекреационной зоны». В тексте решения площадь ООПТ не была указана. Тем же решением облисполкома устанавливалась охранная зона в прибрежной полосе шириной 100-200 м.
Постановлением главы Касимовского района от 6.08.1997 г. № 465 «О состоянии природных заказников и памятников природы регионального значения на территории Касимовского района» определена площадь памятника природы «Озеро-пруд Сынтульское» — 104 га, объект был передан под охрану АО «Сынтульский ЛМЗ». Позже решением Совета депутатов Касимовского районного муниципального образования Рязанской области № 28 от 01.07.2000г. «О мерах по сохранению природных ресурсов района и памятников природы регионального значения на территории Касимовского района» памятник природы «Озеро-пруд Сынтульское» площадью 104 га был передан под охрану АОЗТ «Гребной центр «Динамо».
В связи с интенсификацией в последнее десятилетие рекреационного использования Сынтульского водохранилища, а также выявленным в ходе предварительных исследований высоким природоохранным потенциалом прилегающих лесных территорий стала очевидной необходимость проведения специального комплексного экологического обследования пяти лесных кварталов и самого озера для уточнения границ памятника природы.
Порядок организации и изменения границ ООПТ областного значения включает предварительное проведение комплексного экологического обследования территории. Нормативные правовые акты, устанавливающие и изменяющие границы и режим ООПТ, являются актами нормативно-технического характера и их проекты подлежат государственной экологической экспертизе. В связи с этим в настоящее время изменению границ ООПТ предшествует обязательная процедура государственной экологической экспертизы, которая подтверждает, что предлагаемая документация на ООПТ соответствует действующему законодательству, обоснована с экологической точки зрения, необходима и не нанесет ущерба как ООПТ в целом, так и отдельным объектам охраны.
Таким образом, на государственную экологическую экспертизу представляются Материалы комплексного экологического обследования территории, расположенной к северу и востоку от пос. Сынтул и обосновывающие необходимость расширения территории ныне действующего памятника природы областного значения «Сынтульское озеро-пруд» и содержащие оценку воздействия указанной намечаемой деятельности на окружающую среду. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду проводится в соответствии с процедурой, предусмотренной Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года № 372. Частью этой процедуры является информирование общественности посредством проведения общественных слушаний.
Комплексное экологическое обследование позволило собрать информацию о природоохранном, научном, культурно-эстетическом, рекреационном и оздоровительном значении природного комплекса в границах лесных кварталов 90, 100, 105 Гусевского участкового лесничества ГКУ РО «Бельковское лесничество», выделов 20-22, 25 квартала 58 и квартала 60 Ибердусского участкового лесничества ГКУ РО «Нижне-Окское лесничество», квартала 51 Пригородного участкового лесничества ГКУ РО «Касимовское лесничество», водного объекта – Сынтульское водохранилище (озеро-пруд) и примыкающей к ним территории в окрестностях пос. Сынтул и д. Вырково.
Исследования проведены коллективом специалистов в следующем составе: руководитель – докладчик Казакова Марина Васильевна, имеет 38-летний опыт выявления ценных природных территорий и проектирования особо охраняемых природных территорий;
- Соболев Николай Андреевич – кандидат географических наук, старший научный сотрудник Института географии РАН, эксперт от России в постоянной Комиссии Совета Европы по экологическим сетям, 40-летний опыт работы по созданию особо охраняемых природных территорий в разных регионах России;
- Мучник Евгения Эдуардовна — доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института лесоведения РАН, лихенолог, специалист с 25-летним опытом работ в области изучения биоты лишайников в Восточной Европе,
- Водорезов Алексей Владимирович – кандидат географических наук, заведующий кафедрой физической географии и методики преподавания географии РГУ имени С.А. Есенина, специалист в области геоморфологии, комплексного физико-географического обследования Рязанской области;
- Кривцов Вячеслав Андреевич – доктор географических наук, профессор кафедры физической географии и методики преподавания географии РГУ имени С.А. Есенина, известный специалист в области геоморфологии, комплексного физико-географического обследования Рязанской области,
Зацаринный Иван Викторович – кандидат биологических наук, заведующий лабораторией эволюционной экологии РГУ имени С.А. Есенина, специалист-орнитолог,
- Иванчев Виктор Павлович – кандидат биологических наук, заместитель директора по науке Окского биосферного заповедника, ведущий специалист в области изучения позвоночных животных, включая ихтиофауну Рязанской области,
-Иванчева Елена Юрьевна — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Окского биосферного заповедника, ведущий специалист в области изучения ихтиофауны Рязанской области.
Картографические работы по выделению уточненных границ памятника природы выполнены специалистами ООО «Рязаньгипрозем», в том числе кадастровым инженером Столчневым Константином Яковлевичем, известным в Рязанской области специалистом с 45-летним опытом картографиеских и кадастровых работ.
Помимо полевых обследований нами были изучены следующие материалы:
- текстовые и картографические материалы лесоустройства Гусевского участкового лесничества ГКУ РО «Бельковское Лесничество», Пригородного участкового лесничества ГКУ РО «Касимовское Лесничество», Ибердусского участкового лесничества ГКУ РО «Нижне-Окское лесничество»,
- материалы землеустройства, включая выписки из Единого государственного реестра недвижимости,
- Красная книга Рязанской области (2011),
- картографические материалы, находящиеся в открытом доступе (космоснимки и Публичная кадастровая карта).
Цель расширения территории памятника природы областного значения «Сынтульское озеро-пруд» – обеспечение сохранности среды обитания редких видов животных, растений, лишайников как необходимого условия сохранения выявленных местообитаний видов, занесённых в Красную книгу Рязанской области (2011), путём соответствующего регулирования хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с современными задачами в области охраны окружающей среды и действующим законодательством, обеспечение длительного сохранения всего природного комплекса р. Сынтулка, значимого с точки зрения рекреационной зоны Касимовского района Рязанской области, сохранение водоёма, имеющего важное значение для подготовки спортсменов-водников (байдарки, каное).
В соответствии с п. 1 статьи 8 Закона Рязанской области от 4 августа 2014 года № 44-ОЗ «О внесении изменений в Закон Рязанской области "Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области"», Центральный исполнительный орган государственной власти Рязанской области, уполномоченный в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения, вносит в Правительство Рязанской области обоснованные предложения об изменении режима, границ особо охраняемых природных территорий областного значения.
Полевые обследования велись маршрутным методом с фиксацией точек наблюдений. Всего на маршрутах отмечено более 100 точек наблюдений.
Доложу коротко о самых главных результатах обследования и анализа полученных в ходе его материалов. Протяженность водохранилища около 4640 м, ширина от 206 до 470 м, максимальная глубина 8,5 м. Площадь обследованной территории составляет 766 га, в том числе 646 га – земли, покрытые лесом, 106,9 га – площадь водной поверхности, 5,5 га – земли, зарегистрированные за автономным учреждением Рязанской области «Центр гребного спорта «Сынтул», 7,6 га – земли, зарегистрированные для сельскохозяйственного производства. Водохранилище начинается у д. Вырково, а в пос. Сынтул оно заканчивается дамбой. Водохранилище было устроено на р. Сынтулка более 200 лет назад в связи с работой чугуно-литейного предприятия, прекратившего свою деятельность только в 2011 г. За это время сформировался, отчасти естественным путем, весьма живописный ландшафт хвойных, смешанных и лиственных лесов по береговым склонам, оврагам и на плакорах коренных берегов.
Обследование показало, что на изученной территории представлены разнообразные естественные экологические системы, в том числе формации сосновых и еловых, а также смешанных лесов, разновозрастные вторичные леса, в основном березняки. По склонам берегов к Сынтульскому водохранилищу представлены нетипичные для Мещеры широколиственные леса – липняки с дубом, кленом остролистным, вязам голым и гладким; по оврагам, прорезающим территории лесных кварталов в меридиональном направлении и впадающим в водоем, сформировались высокоствольные старовозрастные черноольшаники. Леса преимущественно зеленомошные черничники и брусничники, реже травяные, беломошные, папоротниковые. По всей лесной территории в подлеске преобладает орешник, местами жимолость лесная, крушина ломкая, можжевельник, участвуют бересклет бородавчатый, рябина. На вырубках повсюду формируется густые заросли орешника.
Всего на обследованной территории выявлено 430 видов сосудистых растений, более 250 видов позвоночных животных, 92 вида беспозвоночных животных (чешуекрылых). Сам водоем Сынтульское водохранилище по составу ихтиофауны относится к окунево-плотвичному типу.
На обследованной территории обнаружено 13 видов животных, растений, лишайников, занесённых в Красную книгу Рязанской области (2011):
Растения:
1.Волчеягодник обыкновенный (Daphne mezereum) – категоряи 3,
2.Двулепестник парижский (Circaea lutetiana) – категория 3,
3.Водянок орех плавающий (Trapa natans) – категория 5,
Лишайники:
4.Бриория буроватая — Bryoria fuscescens – категория 3,
5.Уснея лапландская — Usnea lapponica — Категория 3,
6.Уснея почти цветущая -Usnea subfloridana – категория 4.
7.Пармелиопсис темный — Parmeliopsis hyperopta – категория 4.
Животные:
8.Голубь-клинтух – Columba oenas – категория 2,
9.Лесной жаворонок, или юла – Lullula arborea – категория 3,
10. ящерица Веретеница ломкая – Anguis fragilis – категория 3,
11. жук Мимела шелковистая — Mimela holosericea – категория 3,
12. бабочка Краеглазка эгерия — Pararge aegeria – категория 3,
13. бабочка Шашечница феба — Melitaea phoebe – категория 3.
В разных участках лесного массива находятся места обитания и произрастания видов, занесённых в Перечень видов животных, растений и грибов, не включённых в Красную книгу Рязанской области, но подлежащих мониторингу (Красная книга Рязанской области, Приложение 2).
14. Живородящая ящерица – Lacerta vivipara.
15. Травяная лягушка – Rana temporaria,
16. Стрельчатка пятнистая Panthea coenobita,
17. Бембекс носатый – Bembex rostrata,
18. Уснея жестковолосатая – Usnea hirta.
К видам европейского значения, для сохранения которых формируется общеевропейская Изумрудная сеть природоохранных территорий, на обследованной территории относятся 8 видов:
Растения:
19. Репешок волосистый — Agrimonia pilosa
Насекомые:
20. Желтушка ракитниковая – Colias myrmidone
21. Шашечница большая – Euphydryas maturna
22. Шашечница авриния – Euphydryas aurinia
23. Червонец непарный – Heodes dispar
Млекопитающие:
24. Речной бобр – Castor fiber
Птицы:
25. Желна, или чёрный дятел – Dryocopus martius
26. Обыкновенный жулан – Lanius collurio.
Ряд видов не включены формально в число охраняемых, но они заслуживают постоянного наблюдения из-за своей уязвимости или редкости: зимолюбка зонтичная, скерда болотная, ястребинка чешуйчатообразная, лишайник пельтигера понойская, из беспозвоночных животных стеклянница тополевая и впервые документально зарегистрированная в Рязанской области медведица-хозяйка (Pericallia matronula) – оба последних вида следует внести в Красную книгу Рязанской области.
Таким образом, на изученной территории особого внимания заслуживают не менее 32 видов растений, животных и лишайников. Выявленные в 2017 г. редкие виды флоры и фауны Рязанской области относятся к разным таксономическим группам, в своей совокупности они, в силу своей относительно узкой экологической приуроченности, служат индикаторами благополучного состояния исследованных экосистем. Важно отметить наличие на обследованной территории специфических по своим условиям экотопов, оптимальных для существования всего набора обнаруженных редких видов флоры и фауны. Стабильность состояния всего природного массива служит обязательным условием дальнейшего сохранения популяций редких видов. Богатый флористический и фаунистический состав лесных территорий, значительный список редких и заслуживающих особо бережного отношения видов биоты служат достаточно веским основанием к расширению границ ныне действующего памятника природы за счет присоединения к нему пяти лесных кварталов. Расширение границ ООПТ позволит взять под охрану весь живописный природно-ландшафтный комплекс Сынтульского водохранилища, имеющий и большое рекреационное значение.
Выявленная высокая рекреационная значимость обследованной территории заставляет обратить особое внимание на необходимость учета природоохранной ценности территории и ее рекреационного использования в дальнейшем. В настоящее время происходит возрастание рекреационной нагрузки как на само водохранилище в летний период, так и на лесные участки, примыкающие к пос. Сынтул. Следует отметить, что наибольшее количество редких и охраняемых видов биоты выявлено в северной, наименее посещаемой рекреантами, части.
Главным негативным фактором служит повсеместное замусоривание территории. Контрольный облов в береговой зоне водохранилища позволил выявить не только видовой состав ихтиофауны, но и показал чрезвычайно высокую замусоренность прибрежной зоны. Отдыхающие не задумываются о последствиях своих действий и выбрасывают в водоем различные предметы, включая многочисленную стеклопосуду и металлические предметы, а также неиспользованные продукты, вызывающие увеличение эвтрофикации водоема.
Особенно бросается в глаза повсеместный сброс мусора в лесной зоне. Наиболее неблагоприятны в этом отношении кварталы 105, южная часть квартала 100 Гусевского участкового лесничества, квартала 51 Пригородного участкового лесничества, а также южная часть квартала 60 Ибердусского участкового лесничества. В обустроенных скамейками и столами зонах отдыха отдыхающие устраивают свалки, фото которых помещены в отчете. Постоянные свалки банок и другого мусора, который остается на пляже и в других местах стоянок, нами обнаружены в низовьях лесных оврагов по правому берегу водохранилища. Возможно, этот мусор был свален в овраг во время рейдов по очистке береговой территории. Пользуясь теми дарами, которые нам щедро отдает природа, люди отдают природе то худшее, что имеют – горы мусора, превращая живописные места в свалку. Этот больной для нашей цивилизации вопрос не должен оставаться без внимания, особенно когда речь заходит о таких ценных территориях, как Сынтульское озеро.
В нарушение Водного кодекса РФ, отдыхающие заезжают на автомобилях в прибрежную защитную полосу. Наиболее напряжённая обстановка складывается летом на правом берегу водоёма к северу от пос. Сынтул. В период с 13-00 до 20-00 часов единовременно нами было зафиксировано от 15 до 70 легковых автомобилей и до 250 отдыхающих, в том числе до 6 групп с палатками. Несколько менее напряжённая ситуация сложилась на левобережье, где на пляже к югу от комплекса «Динамо» единовременно в указанные сроки находилось до 165 отдыхающих. Автомобили, ввиду отсутствия возможности подъезда к пляжу, располагаются на стоянке у ворот спорткомплекса.
Расширение территории памятника природы необходимо в связи со следующими обстоятельствами:
1. Огромная рекреационная нагрузка приходится на окрестные лесные участки. Необходимо обеспечить регулирование их использования путем включения их в границы ООПТ с режимом охраны, который будет способствовать повышению ответственности при рекреационном использовании данной территории, обеспечению ее защиты от замусоривания и создания несанкционированных свалок.
2. Обязательность регулирования рекреации вызвана острой необходимостью сохранения природных комплексов для их дальнейшего длительного неразрушительного использования прежде всего в рекреационных целях.
3. Несмотря на то, что часть выделов лесных кварталов имеют режим ОЗУ, они относятся к эксплуатационным лесам, что не исключает проведения в них сплошных рубок.
4. Режим водоохранной зоны р. Сынтулка не исключает коренного преобразования этой территории, включая её застройку, что связано с высокой степенью привлекательности береговой зоны для разного рода застройки.
5. Обитание на обследованной территории большого числа редких видов флоры и фауны свидетельствует о сохранении высокого природоохранного значения этой территории и обязывает к принятию определенных мер для обеспечения дальнейшего сохранения мест обитания выше охарактеризованных видов и сохранения всего экологического комплекса. Установление мер по регулированию природопользования соответствует Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2017 года № 264 «Об утверждении особенностей охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесённых в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации».
Предлагается следующий режим особой охраны памятника природы: на территории памятника природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение его сохранности в том числе:
отвод земель под любые виды пользования;
всякое строительство;
использование земель в формах, противоречащих назначению памятника природы;
рубки спелых и перестойных деревьев для заготовки древесины;
применение ядохимикатов и средств химической защиты леса;
все виды мелиоративных работ, нарушение гидрологического режима;
захламление и замусоривание территории, складирование мусора, устройство свалок;
проезд автомототранспорта вне дорог;
остановка автомототранспорта, устройство новых туристических стоянок и разведение костров за пределами оборудованной стоянки;
сбор или добывание растений, животных и других организмов, относящихся к видам, подлежащим охране на территории Рязанской области;
повреждение или уничтожение аншлагов и запрещающих знаков.
выпас скота на опушках;
Допустимые виды деятельности:
санитарно-оздоровительные мероприятия, в т.ч. очистка;
санитарные рубки при наличии соответствующего лесопатологического заключения и положительного заключения экологической экспертизы;
уборка валежа и сухостоя;
рубки ухода за лесными культурами;
противопожарные мероприятия;
создание лесных культур соответствующих видов деревьев на месте вырубок участков леса с преобладанием этих видов в древостое;
- проведение учебно-просветительских экскурсий для студентов и школьников;
- сбор грибов и ягод, любительский лов рыбы;
- отдых в местах специально оборудованных стоянок.
Обеспечение функционирования памятника природы:
установка аншлагов и запрещающих знаков;
уборка мусора и очистка туристических стоянок не реже одного раза в квартал с обязательным вывозом мусора на полигон ТБО;
- наблюдение за воздействием использования территории (в первую очередь – рекреации) на состояние объектов охраны.
Необходимо обеспечить силами сотрудников лесной службы при участии участковых сотрудников органов правопорядка проведение рейдов по проверке соблюдения режима охраны памятника природы. Необходимо рекомендовать администрации средней общеобразовательной школы пос. Сынтул подготовку силами учащихся специальных листовок экологического и природоохранного содержания. Природоохранной службе Касимовского района необходимо осуществлять регулярные проверки построенных на берегах Сынтульского водохранилища баз отдыха и других организаций в части соблюдения водоохранного законодательства. Назрела необходимость обсуждения вопроса о введении штрафных стимулов для вразумления граждан, ведущих себя на ООПТ неадекватно.
Возможно, участники слушаний выскажут и другие предложения по обеспечению природоохранного режима памятника природы, которое необходимо сохранить как ценный природный объект и объект рекреации на длительную перспективу.
При оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности по расширению территории ныне действующего памятника природы невозможно представить альтернативных вариантов деятельности, в связи с тем, что в данном случае одинаково невозможны варианты, как перемещения памятника природы на иную территорию, так и изоляции его от антропогенного воздействия путём полного запрета на посещение памятника природы. Реализация намечаемой деятельности по утверждению проекта паспорта на памятник природы не повлечёт за собой негативного воздействия на окружающую природную среду.
Государственный надзор в области охраны и использования ООПТ на территории памятника природы осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Рязанской области в области организации, охраны и использования ООПТ (Министерство природопользования Рязанской области, адрес: 390006 г. Рязань, ул. Есенина, д. 9, тел. (4912) 93-90-60) при осуществлении им регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Рязанской области.
В случае отказа от утверждения проекта паспорта на памятник природы «Сынтульское озеро-пруд» сохранение его естественного состояния будет находиться под угрозой, а также особенности режима охраны данной территории не будут подтверждены юридически.
Полный текст проекта паспорта на памятник природы дан в Отчете.
Я готова ответить на вопросы и замечания.

Вопросы и ответы:
Вопрос: Кто и каким образом должен контролировать соблюдение режима особой охраны памятника природы?
Ответ: В связи с тем, что лесная территория, включаемая в границы ООПТ, имеет своих правообладателей – лесничества и эти земли не изымаются у собственников и арендаторов, они и обязаны контролировать соблюдение режима ООПТ. В случае обнаружения нарушений либо своими силами принимать меры, либо своевременно информировать региональное министерство природопользования о таковых. Прибрежная зона озера, расположенная в пос. Сынтул, должна контролироваться как поселковой администрацией, так и теми организациями, которые находятся в непосредственной близости от берега, в частности, центр «Динамо».

Вопрос: В каких местах Вы предлагаете установить аншлаги?
Ответ: Аншлаги должны информировать граждан об основных характеристиках данной ООПТ – название, статус, площадь, объекты охраны, основные положения режима ООПТ. Аншлаги устанавливаются в нескольких пограничных точках, наиболее часто посещаемых, например, два аншлага по правому берегу близ пляжа и севернее на месте обустроенной стоянки, один аншлаг по левому берегу также в зоне рекреации, один аншлаг у д. Вырково близ старого моста через р. Сынтулка и один аншлаг на дороге от с. Даньково в д. Вырково, на западной границе квартала 90 Гусевского лесничества.

Вопрос: Как Вы видите участие образовательных учреждений Касимовского района в контроле за состоянием территории памятника природы?
Ответ: В продолжение ответа на предыдущий вопрос хочу сказать, что роль образовательных учреждений в деле формирования экологического сознания местных граждан особенно велика. Хочу провести параллель с другой ситуацией: недалеко в прошлом то время, когда автомобилисты не задумывались о необходимости остановиться и пропустить переходящих дорогу граждан, сейчас же это правило стало нормой поведения водителей автотранспорта. Человек научается как плохому, так и хорошему, главное, чтобы хороших примеров было больше. Так и в случае изменения отношения отдыхающих к живописному памятнику природы важно много хороших примеров. Сами учащиеся Сынтульской школы, да и других школ, а также Касимовской станции юннатов могли бы придумать несколько листовок, небольших плакатов с целью экологического воспитания населения и прежде всего отдыхающих. Пока мы не выработаем позитивного и главное бережного и ответственного отношения к местам отдыха на природе, пока не введем в норму своего поведения принцип «Мусор убери, оставь место отдыха чистым», мы не сможем сохранить природу для себя и будущих поколений и ее деградация неизбежна. Несомненно, духовная деградация, надломленность современного общества – основная причина разрушения природы, поэтому воспитание через молодое поколение правильного поведения в местах отдыха – задача общегосударственная, а решать ее надо на местах: думай глобально, а действую локально.
 

Итоги проведения общественных обсуждений:

В результате проведения общественных обсуждений по вопросу комплексного экологического обследования территории Касимовского района в зоне Сынтульского озера-пруда участники обсуждений пришли к выводу о необходимости расширения территории ныне действующего памятника природы «Сынтульское озеро-пруд» за счет присоединения к нему следующих лесных кварталов: 90, 100, 105 Гусевского участкового лесничества ГКУ РО «Бельковское лесничество», выделов 20-22, 25 квартала 58 и квартала 60 Ибердусского участкового лесничества ГКУ РО «Нижне-Окское лесничество», квартала 51 Пригородного участкового лесничества ГКУ РО «Касимовское лесничество». Разработанный режим особой охраны памятника природы и установка аншлагов, а также проведение постоянной эколого-просветительской работы в районе позволит сохранить природно-ландшафтные комплексы как самого озера, так и лесных территорий по его берегам.
        До момента проведения итогового заседания замечаний и предложений от населения по проектной документации, размещенной в СМИ, в комиссию по проведению общественных обсуждений по проектной документации «Комплексное экологическое обследование территории Касимовского муниципального района Рязанской области для решения вопроса о создании особо охраняемой природной территории областного значения» не поступало.
     

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

12