Меню
16+

Касимовский муниципальный район Рязанской области

18.07.2019 10:35 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Памятка для руководителей некоммерческих организаций по профилактике экстремистской деятельности

1. Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, п олитических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации (общественные объединения, профсоюзы, национально-культурные автономии, политические партии и их региональные отделения, религиозные и иные формы некоммерческих организаций) – важный элемент российского гражданского общества, призванный решать целый ряд задач по осуществлению общественно полезных проектов.

Вне зависимости от декларируемых уставных целей деятельности НКО, работая с людьми важно помнить, что деятельность организации должна строго соответствовать Конституции Российской Федерации, а также действующему законодательству, в том числе Федеральному закону от 25.07.2002 № 114-ФЗ«О противодействии экстремистской деятельности».

На протяжении нескольких лет одним из основных требований общества к государству является обеспечение защищенности от самой опасной угрозы – экстремизма, а также его крайней форме проявления — терроризма.

Правовой основой противодействия экстремизму и терроризму является Федеральные законы от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму».

Эффективность осуществления профилактики экстремизма и терроризма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этих сложных общественных явлений и недопущение в своей деятельности совершения действий, подпадающих под признаки экстремизма. Не финансировать такие действия, не подстрекать к их совершению либо одобрять их (на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации, в сети Интернет), а также не оказывать поддержку или содействие лицам и организациям, чьи действия имеют признаки экстремистской деятельности.

Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны.

Экстремизм опасен, прежде всего тем, что направлен на разрушение целостности государства и общества, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с данным законом к ним относятся:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремистская организация:

• общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности

Экстремистские материалы:

• предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

2. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

• признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организации;

• законность;

• гласность;

• приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

• приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

•сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

• неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности

3. Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

• принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

• выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

4. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности

4.1. Ответственность за распространение экстремистских материалов.

На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган государственной регистрации.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет" на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

4.2. Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.

В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных статьей 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5. Запреты и недопущения

5.1. Недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

5.2. Недопущение осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций.

При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.

Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.

При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.

В случае обнаружения обстоятельств, осуществления экстремистской деятельности, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

6. Виды ответственности за осуществление экстремистской деятельности

6.1. Административная ответственность предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление экстремистской деятельности:

Статья 5.26 Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Статья 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации

Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами

Статья 20.28. Организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности

Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов

6.2. Уголовная ответственность предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ) за осуществление экстремистской деятельности:

В соответствии со статьей 63 Уголовного кодекса Российской Федерации отягчающими обстоятельствами признаются: совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Статья 205. Террористический акт (УК РФ)

Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (УК РФ)

Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (УК РФ)

Статья 212. Массовые беспорядки (УК РФ)

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности УК РФ)

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (УК РФ)

Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества (УК РФ)

Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации (УК РФ)

7. Рекомендации по проведению публичных мероприятий

Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство, где признается идеологическое многообразие, гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, мысли и слова, право на объединение, а также право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование и другие права.

Однако необходимо помнить, что реализация прав и свобод, предоставленных Конституцией Российской Федерации, должна не нарушать положения и требования федеральных законов и других нормативных правовых актах.

Так, публичное мероприятие (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование) должно быть открытой, мирной, доступной каждому акцией, о котором в обязательном порядке уведомляются органы государственной власти или местного самоуправления.

Порядок проведения мероприятий регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Организатор публичного мероприятия обязан:

- подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном законом;

- не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

- обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

- требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

- обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

- приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

- обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

- принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;

- обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

- довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

- иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак;

- требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

- в случае отказа от проведения публичного мероприятия не позднее чем за один день до дня его проведения принять меры по информированию граждан и уведомить в письменной форме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в которые подано уведомление о проведении публичного мероприятия, о принятом решении;

- организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения.

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Министерство Юстиции Российской Федерации возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

Обозначенные перечни и список размещены в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте Министерства юстиции Российской Федерации (www.minjust.ru), а также публикуются в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В случае поступления предложений о сотрудничестве в проведении публичных мероприятий, распространении различного рода материалов, рекомендуем в обязательном порядке проверять такие организации и материалы на наличие их:

- в перечне общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям;

- в перечне общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;

- в федеральном списке экстремистских материалов.

8. Профилактика экстремистской деятельности.

Индивидуальная профилактика экстремистской деятельности должна проводиться, прежде всего, на раннем этапе; ее меры должны быть направлены, в основном, на недопущение вовлечения конкретных молодых людей в экстремистские и террористические организации. Для проведения индивидуальной профилактики вовлечения молодежи в экстремистскую или террористическую деятельность важно определить, ведется ли в отношении человека деструктивное психологическое воздействие. Такие признаки выделяются отдельно, хотя они не всегда очевидны. Заранее оговоримся, что оценивать следует только совокупность нескольких признаков. Сам по себе каждый из них может просто показывать особенности личностного развития или следования моде и быть вполне социально нейтральным либо социально позитивным.

К числу таких признаков относятся:

1. Внезапное изменение лексики, не связанное с получаемыми новыми знаниями в ходе образовательного процесса. Устойчиво произносятся ранее не использовавшиеся слова, которые не характерны для конкретной микросоциальной группы или семьи и обозначают либо иерархию в религиозной или военизированной структуре, либо новые социальные обязательства, либо цитаты религиозных текстов или ссылки на них.

2. Резкое изменение поведения, ранее не характерных для конкретного человека:

- внезапно без видимых причин бросает курить, употреблять спиртные напитки, использовать бранные слова, объясняя это новыми правилами жизни;

- общительный молодой человек становится замкнутым, настороженным; присутствует раздражение в случае расспросов о его состоянии, симптоматика устойчивого страха, подозрительности.

Возможен и диаметрально противоположный вариант:

– человек становится уверенным, даже самоуверенным и высокомерным, получая поддержку в новой социальной группе;

- внезапная интенсивная увлеченность силовыми видами спорта, восточными единоборствами, стрельбой, владением холодным оружием;

- внезапная без видимых причин увлеченность религиозными, эзотерическими материалами (видеоролики, тексты, специализированные электронные ресурсы);

- в разговоре ссылки на новые авторитеты в этой области или ссылки на содержание видеороликов, текстов, сайтов;

- увлеченность специальными компьютерными играми, в которых разыгрываются смешанные (онлайн и оффлайн) сценарии, основанные на пропаганде религиозного, расового, этнического, политического противостояния, включающие прямые насильственные действия в реальной жизни и требующие фото-, видеоотчета в онлайн-режиме;

- изменяется отношение к женщине. Поддерживаются и одобряются разговоры о неполноценности женщин, их невысоких умственных способностях и личных качествах. Отношение к женщине становится высокомерным, как к «низшему существу»;

- резкое и внезапное изменение пищевого рациона – отказ от блюд из свинины, обилие растительной пищи и травяных приправ;

- смена обычной одежды на специализированную, смена прически;

- появление новых знакомых (приятелей), новой социальной микрогруппы с не очевидной социальной идентификацией: новые знакомые не принадлежат к студенческой или школьной среде; по возрасту значительно старше; явное несовпадение круга интересов и круга знакомых; новые знакомые не сообщают сведений о своей предыдущей жизни или умышленно искажают их; новые знакомые избегают знакомства с семьей или ближайшим окружением молодого человека, предпочитают общение онлайн или в собственной группе.

Обратим внимание еще раз: оценивать как тревожные можно только совокупность признаков одной и той же направленности. В противном случае возможна ошибка в интерпретации, которая может осложнить отношения в семье или студенческом коллективе.

Таким образом, при обнаружении в поведении членов либо участников некоммерческой организации названных признаков, руководителям некоммерческих организаций следует сообщить информацию лицам, осуществляющим индивидуальную профилактику преступлений на раннем этапе: инспекторами по делам несовершеннолетних МВД России, участковыми инспекторами, учителями средних общеобразовательных школ, преподавателями высших учебных заведений (в основном отвечающими за воспитательную работу с учащимися – завучами, кураторами и т.д.).

Данные субъекты профилактической деятельности (то есть те лица, органы, которые осуществляют такую деятельность) первоначально должны использовать меры убеждения к молодому человеку, в образе жизни которого появились вышеуказанные признаки возможного вовлечения в экстремистскую или террористическую организацию. То есть прямо и доверительно поговорить с таким человеком, в более сложном случае – направить такого молодого человека к психологу.

Осуществленные и предлагаемые меры профилактики экстремистской деятельности послужат хорошей основой для формирования мирных и гармоничных межнациональных и межконфессиональных отношений в Рязанской области, для недопущения распространения идеологии экстремизма, снижения уровня экстремистских преступлений и иных правонарушений.

9. Что необходимо делать, если поступают предложения экстремистского характера

Если Вы подвергаетесь физическому или моральному экстремистскому давлению, в адрес Вашей организации от физических или юридических лиц поступают предложения о совершении действий экстремистского характера и (или) поддержке экстремистских организаций просим Вас незамедлительно проинформировать об этом заинтересованные ведомства:

дежурная часть УМВД России по Рязанской области: 02, (4912) 29-96-04, 27-08-60;

телефон доверия УМВД России по Рязанской области: (4912) 21-63-07;

дежурная часть УФСБ России по Рязанской области (4912) 29-62-00; (4912) 25-52-97;

телефон доверия УФСБ России по Рязанской области: (4912)25-21-36;

Управление Минюста России по Рязанской области: (4912)55-18-58.

Подготовлено по материалам Управления

Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2